воскресенье, 8 мая 2016 г.

"Рукодельность" по наследству. История моей семьи

Приветики!
С майскими праздниками вас! Прошедшими и наступающими!
Пасху в этом году я ждала как никогда, наверное почти как Нового года в детстве. Ведь в этом году я впервые решила поститься и выдержала все 40 дней. Вопросов веры я тут поднимать не буду, ни к чему это в блоге. Но, вот даже для себя, воспитать силу воли и характер, это стоит того!
А этот пост я хочу посвятить истории старших поколений моей семьи в рамках одноименной эстафеты от Открытого скрапклуба.

В моей семье особо выдающихся мастериц не было. Да и фотографий их изделий не сохранилось, так же как и самих изделий. Бабушка по папе была родом из деревни, и большую часть своей жизни там прожила. Поэтому и приходилось рукодельничать. В Самару они всей семьей приехали в начале 80-х и купили половину частного дома, который принадлежал родителям моей мамы. Вот так вот, жили мама и папа в одном дворе за одним забором, в итоге поженились и появилась на свет я. И все мои родственники в одном доме. Прожили в этом доме мы пока мне не исполнилось около 6,5 лет, тогда мы переехали в квартиру в центр города (бабушка по маме тоже незадолго до этого переехала в центр), но на выходных и на каникулах я продолжала оставаться у бабушки. Детские воспоминания самые светлые у всех, но какое же счастье расти в частном доме со своим огородом. Вот такое вот вступление. Возвращаюсь к бабушке по папе,  Раисе Ильиничне, а точнее бабе Рае... Ага, тут снова уточнение. У бабы Раи было четверо детей, из которых мой папа был самым младшим, она его родила в 40 лет (на момент моего рождения ей было 61 год). А внуков было 7, и я самая любимая. Это выражалось ревностью ко всем моим подружкам, родственникам с маминой стороны, даже Крестной и Бабуле. Бабуля - это моя вторая бабушка по маме, Валентина Михайловна. Ей не нравилось, что я называю ее баба Валя, и она попросила как-то называть ее ласково Бабуля (до сих пор я только так ее и зову). Приехала я от Бабули, и Бабу Раю называю так (ну ласково же), на что та сказала не надо меня так же называть, как ту бабушку))) В общем были у меня баба Рая и Бабуля. А еще была баба Саня, это прабабушка, она оставалась жить на второй половине дома, все ее пятеро детей разьехались. Ну все-таки попытаюсь вернуться к рукоделию))

Баба Рая как деревенская женщина умела всё. Заходя в сени (или по ее деревенскому сленгу "сенцы"), можно было увидеть классический круглый деревенский коврик, связанный крючком из лоскутков старой одежды. На кухонном окне и на образке в углу висели белые занавески, вышитые техникой ришелье. В зале стояла старая швейная машинка с тумбой, на которой бабушка продолжала шить. Но шила она на моей памяти только себе, пардон, панталоны и сорочки. Сорочки были хлопчатобумажные, белые, прямые, на широких лямках, видели, наверное, такие в старых советских фильмах. А вот что еще я запомнила, это мое детское лоскутное одеяло. Оно было не такое, какие сейчас шьют, далеко не такое))) Мое одеяло было из квадратиков, кривеньких, где-то ближе к прямоугольнику, где-то к трапеции. Кусочки были из разной по составу ткани, разной расцветки и текстуры. Скорее всего на одеяло ушло несколько старых вещей, были и серые в рубчик замысловатой формы кусочки какого-то синтетического крепа или чего-то в этом духе, скорее всего от легкого пальто или костюма, были и детские вещи, уточки на кусочках говорили об этом. Я любила разглядывать это одеяло, каждый раз находя что-то новое. Еще бабушка вязала носки, их она вязала всем детям и  внукам. И шила тапочки, забавные, видели, может, в 90-х такие шили многие бабушки. Они были скроены из кожзама, по краям деталек пробиты круглые отверстия, и в эти отверстия крючком обвязаны и соединены между собой детали. Она их тоже всем вязала и продавала на местном рыночке, вместе с носками)) Сохранилось у меня еще очень яркое воспоминание о бабушкиной прялке. Каждую зиму ее спускали с чердака и баба Рая пряла. Я тоже пыталась попробовать, но бабушка ругалась и не разрешала, боялась, что сломаю. А вот перематывать клубки просила помочь, для чего в ход шли мои руки, реже ножки от стула. Помню это ощущение колючей шерсти на моих маленьких детских ручках. Не помню сколько лет мне было, может 5, когда я научилась набирать петли на спицы, вязать лицевую, и с трудом изнаночную. Как-то раз прабабушка баба Саня зашла в гости к бабе Рае, они сидели, разговаривали, а мне нечем было заняться. Тогда они мне и дали в руки спицы и клубочек. С прабабушкой мало я общалась, и не так близко как с бабушкой. Старенькая она была. Но знаю, что у нее тоже была прялка, машинка Зингер, а мой прадедушка был фотографом, чьи старинные фотоаппараты хранились на чердаке. Как-то раз я у нее сидела и достала из под кровати старый кожаный чемодан, в нем было очень много старой одежды, пахнущей нафталином. Пожалуй и все, что могу о ней рассказать.

А вот о второй бабушке, по маме, Валентине Михайловне, или Бабуле будет другая история. Она не была великой мастерицей, работала она зав.складом на межрайбазе, где предполагался обмен - колхозы дают для города продукты питания, а межрайбаза снабжает различными товарами (в том числе и дефицитными) колхозы. Может я что-то не правильно пишу, но я так поняла. В общем бабуля моя был на складе, заведующем одеждой. Стоит ли говорить, что в советские времена она одевала всех родственников, и мне тоже немного досталось)) К ним приезжали знаменитости. У бабули есть фотографии с молодой Эдитой Пьехой и совсем еще девчонкой Софией Ротару. Бабуля очень хорошо вязала крючком и спицами. В детстве у меня были очень красивые костюмчики, кофточки, свитерочки, платья, связанные ей. У нее была огромная коллекция книг и журналов Крестьянки, Работницы, Журналы мод, про вязание. Когда я гостила у нее, разглядывать эти журналы было любимое мое дело, а еще любила абрикосовый компот))) Это запах детства у бабули - запах абрикосовых косточек, старых журналов и чистоты в ее доме. Шить она не шила, потому что не было такой надобности. А вот мама моя ну совсем не рукодельница. Спицами она вяжет очень мягко говоря плохо, но почему-то любит вязать, любит занимать спицами руки. Но те сети, которые у нее выходят вязанием назвать нельзя)))

Не знаю как передалась мне жажда рукоделия. Да, бабушки немного рукодельничали, но это как все в те времена. Я начала шить и вязать для куклы Барби. У меня были журналы Лола, в которых публиковались выкройки и схемы. Когда я продолжала приезжать к бабе Рае на выходных, ходила к подружкам и на веранде мы располагались на весь день с журналами, куклами, лоскутками тканей и шили. В школе я посещала очень много различных кружков - выпиливание лобзиком, кройка и шитье для кукол, фриволите, вязание крючком. В старших классах пошла на кройку и шитье. Не знаю когда у меня появилась мечта стать модельером, но видимо очень рано. После школы я поступила в Университет Сервиса на Конструирование и моделирование одежды. Курсе на втором пошла еще на годовые курсы по кройке и шитью, т.к. университет давал больше теорию, и это мне очень помогло в дальнейшем обучении. В университетском конкурсе Форма и фактура однажды я заняла второе место, но больше нигде не участвовала. Мы часто выезжали на показы по области, чтобы агитировать школьников поступать в наш ВУЗ. А еще у нас было обязательным посещение Поволжских сезонов Александра Васильева. Мало кто знает, что он из Самары, в Самарском Художественном музее висят картины его отца, один портрет изображает молоденького Александра. Еще после Сезонов он дает лекции о истории моды. Парочку я посетила. О Коко Шанель и о моде 50-70х. Я даже познакомилась с ним и немного побеседовала за чашкой чая. Очень приятный человек и он мне дал дельный совет и урок, который я навсегда запомнила.

С одеждой почему-то у меня не сложилось. Пару лет после института я не могла найти себе дело по душе. Но однажды нашла красивую шкатулку, она была из бобинки от скотча. Я попробовала сделать, мне понравилось. А потом узнала о скрапбукинге еще больше. Открытки и альбомы для меня были недосягаемые, начала с блокнотов, а потом закрутилось и завертелось))) Но честно, иногда скучаю по шитью, и все оглядываюсь назад. Студенческие годы для меня были самые интересные и мечтательные! Да и Бабуля (которая с годами стала немного сварливее, увидев мою открытку, сказала "Лучше бы ты шила!"))
Ну вот и вся история. Спасибо что дочитали до конца!

8 комментариев:

  1. Очень интересно было почитать))Тоже в прошлом шила,и,честно говоря, хочется сейчас снова взяться за одежду, дочке шить наряды))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Алечка, что заглянула и прочитала!
      Шить да, это особенное удовольствие. Мне вот тоже больше хочется что-то детское сшить. Почему-то после университета я стала считать, что шить сейчас ни к чему, все доступно. Но иногда хочется что-то особенное. Жалко, знания забываются, надо бы потренироваться)))

      Удалить
  2. ОСК. Очень интересно. И тепло написано :). Правда-правда! Бабушки того стоят, чтобы записать свои воспоминания о них...

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, какая Вы чудесная)) Настоящая.. и бабули у Вас настоящие такие... Женщины...Вы впитали от них своим детским существом столько ценного... хороший, добрый рассказ... согрелась душой у вас, как у огня печи в сенцах... спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ната, спасибо большое))) Очень рада, что заглянули и узнали обо мне и моих родных поближе

      Удалить
  4. Тоже с удовольствием прочла. Воспоминания это прямо сила из прошлого. Тоже участвую в проекте,заглядыаайте

    ОтветитьУдалить